Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск
Березовский

Анжеро-Судженск

Мариинск
  Главная  - Новости рериховского движения  - Защита имени и наследия Рерихов  
  Газета "Свет Утренней Звезды"  - Народный музей семьи Рерихов   - Лекторий  
  Экспедиции и путешествия  - Лаборатория гуманной педагогики  - Новости науки
Юрга

Топки

Главная » 2017 » Февраль » 7 » Лекция «Что за прелесть эти сказки!» (В.С. Третьякова)
20:25
Лекция «Что за прелесть эти сказки!» (В.С. Третьякова)
Лекция «Что за прелесть эти сказки!»
5 февраля 2017 года, накануне дня памяти А.С. Пушкина, в городской библиотеке имени Н.В. Гоголя состоялось очередное занятие лектория «Время культуры» Новокузнецкого городского Рериховского общества.
Лекцию «Что за прелесть эти сказки!» прочитала филолог Л.П. Новикова.


Исследователи творчества Пушкина называют семь его сказок: «Жених» (1825), «Сказка о Медведихе» (примерно 1830-1831, не окончена), «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830, болдинская осень), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833, 2-ая болдинская осень), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833, 2-ая болдинская осень), «Сказка о золотом петушке» (1834, 3-я болдинская осень).
Пять последних из этого списка широко известны, включены во все издания «Сказок Пушкина» для детей.


Людмила Петровна рассказала слушателям о ключевых мыслях самых известных сказок поэта. Так в «Сказке о попе и о работнике его Балде», записанной Пушкиным в Михайловском от Арины Родионовны, поп в наказание за жадность и грех пожизненного договора с нечистой силой («…Платить обязались черти мне оброк по самой моей смерти. Лучшего б не надобно дохода…») был лишён ума. А «Сказка о царе Салтане», написанная в год женитьбы поэта, отражает его мечты о счастливой семейной жизни. В «Сказке о рыбаке и рыбке» налицо эволюция главных героев. Высокие душевные качества старика постоянно возрастают в добре, за что он удостаивается общения с золотой рыбкой, олицетворением Сил Высших. А старуха наоборот, являет пример нравственного падения и наказывается возвращением к «разбитому корыту». В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» с особой силой звучит тема женского начала, неизбежной победы Света над злом.


В завершении лекции слушателям лектория была показана видеозапись авторской программы Валентина Семёновича Непомнящего, известного литературоведа, доктора филологических наук «Пушкин и судьбы русской культуры. О Золотом петушке», в которой он делится своими размышлениями о последней сказке русского гения. Вот некоторые его мысли.


«…Много лет назад меня пригласили на вечер пушкинских сказок во Дворец пионеров.
Я спросил детей: «За что петушок так поступил с Дадоном?» Один мальчик сказал: «За то, что он нарушил своё слово». Это правильно: Слово священно. Оскорбить, нарушить, осквернить Слово – значит, осквернить само Бытие. Но ведь несчастья Дадона начались до того, как он нарушил слово. Сыновья его погибли раньше. И тогда встала маленькая девочка и сказала: «Это за то, что когда Дадон был молодой, он обижал всех соседей».

Это самое главное. Человек обижал других и хотел после этого отдохнуть, чтобы ему ничего за это не было. И это модель всеобщая. Это Дадонов мир! Мы хотим брать и не хотим платить.
Самая страшная беда для Дадона – это он сам. Ведь Шамаханская царица исчезла в тот момент, когда умер Дадон. Без него её не существует. Она есть символическое выражение хотений, вожделений человека. - «Горе! Смерть моя пришла!» - Все эти вожделения – это и есть его смерть. Та жизнь, которая ведёт к смерти.

И когда звездочет умоляет отдать ему девицу, он просит Дадона, в сущности, отдать ему свою смерть. Он даёт возможность выбрать другую участь. Ему нужно одно: чтобы Дадон выполнил своё обещание и отдал свои вожделения («девицу»), чтобы спасти себя. Вместо этого он убивает звездочёта, и в ту же минуту умирает сам, как будто этим ударом он убил себя.

Нет никакого коварства судьбы. Наша судьба – это мы сами.
Поздний Пушкин был взволнован темой конца времён. В последнем «лицейском» стихотворении 1936 года: «Вращается весь мир вкруг человека. Ужель один недвижим будет он?»
Бог сделал человека царём природы. Отвечает ли человек своему высокому предназначению?
Нет! Человек заботится лишь о том, чтобы устроить свою жизнь, но не себя. Не стать лучше, совершеннее, чище… Быть таким царём – это и значит царствовать «лёжа на боку».

Этот «урок», который нам преподаётся, он уже есть возможность выбора. Этот урок мы можем усвоить. Дадону была дана возможность выбора: «Отдай, и ты искупишь этим всю свою жизнь!» Он не понял. Но Пушкин поэтому и написал, что надо это понять. У человека, у народа, у России, у человечества есть возможность понять, что сами во всём виноваты. Что надо попробовать жить иначе, выбрать другое. Если поймём, то уже в этом возможность искупления и спасения».

Как обычно, текст лекции сопровождался фотоиллюстрациями на большом экране.
Лекция получилась интересной и познавательной. Слушатели смогли по-новому взглянуть на «недетские» пушкинские сказки. К словам Валентина Семёновича Непомнящего, считающего «Сказку о золотом петушке» самой актуальной в наше время, добавим с улыбкой: «особенно в наступивший Год петуха».

В.С. Третьякова


Авторская передача В.С. Непомнящего «Пушкин и судьбы русской культуры. О Золотом петушке»
https://www.youtube.com/watch?v=Q_8N-wXGrYI

Статья опубликована на сайте рерих-кузбасс.рф:
http://рерих-кузбасс.рф/лекция-что-за-прелесть-эти-сказки/

Добавил: ilianvkz | Рейтинг: 1.5/2